History

Uralcryomash was founded on 1st October, 1945, when under a Regulation of the CPSU Central Committee and the Council of Ministers of the USSR a special design office OKB-250 for cryogenic and ground operation equipment, headed by Mefody Nikolaevich Veremiev, was formed as part of SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod (currently Uralvagonzavod Research and Production Corporation Joint Stock Company).

A special design office OKB-250 for cryogenic and ground operation equipment was formed
image8G52 commercial rail tank car for liquefied oxygen
Launch of the world’s first artificial satellite and subsequent satellites, the world’s first cosmonaut and subsequent cosmonauts.
OKB designed mobile filling facilities for launch vehicles that carried the Vostok 1 spacecraft and the first artificial satellites into outer space.
image Manufactue of filling (8G117) and refilling (8G118) equipment for the famous R-7 space rocket.
R&D shop 251 was set up within the cryogenic production facilities of F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod. Rail vehicles were developed for subcooling and filling liquid oxygen into the D upper stage of the Proton space rocket system as well as combat missiles.
image

Ground breakers
М.N. Veremiev in the centre

Two years earlier, SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod (RPC Uralvagonzavod JSC) set up production facilities for cryogenic products (cryogenic production) as separate areas in the primary production shops. Nikolay Germogenovich Trutnev was appointed Deputy Cryogenic Production Manager.

The first objective set to Uralvagonzavod’s cryogenic specialists was to serialize 21N1 rail tank cars for liquid oxygen, developed by designers of Ilyich Plant (Mariupol, Ukraine) who drew on the captured documents for German rail tank cars from which the Nazis filled their V-2 rockets with liquid oxygen.

While manufacturing a prototype 21N1 rail tank car, the designers, process engineers and production workers found its design imperfect and documentation hardly adaptable to production. The group of designers of the freight car building design department, who carried out designer supervision over the manufacture of the 21N1 rail tank car, developed their own documentation for a liquid oxygen rail tank car that was assigned the index 8G52. In 1954, a prototype model of that car was manufactured and passed comprehensive testing and in 1955, 8G52 (for liquid oxygen) and 8G54 (for liquid nitrogen) rail tank cars were launched into mass production in Building 200, a specialised cryogenic shop that had been built by the time.

image

Transportation of large amounts of liquid oxygen was required by the space rocket industry that used liquid oxygen as a propellant component (oxidizer), just as it was used in the V-2 rocket. Before World War II, the USSR did not transport liquid oxygen in rail tank cars.

Also in 1954, the future academician S.P. Korolev assigned Uralvagonzavod to design and manufacture liquid oxygen filling (8G117) and refilling (8G118) equipment for the famous R-7 space rocket still placing spaceships and earth satellites into low Earth orbit. That equipment was developed in 1955 and in 1956 a few equipment items were manufactured. In a period from 1957 to 1967, they were employed to launch the world’s first artificial satellite and subsequent satellites as well as the world’s first cosmonaut and the cosmonauts to follow. That equipment constructed as special railway units was further converted into a special system (11G722) (the famous “Gagarin’s start”) and is in service up to now.

A major project implemented from 1966 to 1969 was the design and manufacture of transportation, storage and liquid hydrogen/oxygen filling equipment for a moonship under the N1/L3 programme, which was successfully commissioned. Afterwards, regretfully, the N1/L1 programme was terminated.

image

OKB-250 and Shop 251 were separated from Uralvagonzavod to form an independent enterprise – the Ural Machine Building Design Bureau.

The Ural Research and Production Complex of Cryogenic Machine Building was reformed into Uralcryomash Joint Stock Company (UCM JSC).

The Ural Machine Building Design Bureau was reformed into the Ural Research and Production Complex of Cryogenic Machine Building and included Building 200, a specialised mass production cryogenic shop of Uralvagonzavod.

15th November, 1988, saw the first (and, unfortunately, the last) flight of the Buran space shuttle launched by the Energia carrier rocket, which completed a major project of SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod’s cryogenic specialists, managed by M.N. Veremiev and R.A. Zashlyapin.

image

As a party to the Sea Launch international space project, Uralcryomash JSC manufactured propellant fuel (naphthyl)/liquid nitrogen storage and filling facilities for the Zenit-3 space rocket complex.

The company is a vendor of filling station equipment of enhanced reliability (double-wall tanks with weld joints tested for vacuum leakproofness) and liquefied hydrocarbon gas (propane-butane) storage tanks.

In conjunction with RPC Uralvagonzavod JSC, the company is implementing a programme for commercialization of general-purpose multimodal vehicles – tank containers for transportation of liquids by rail, road and water as well as for fixed storage.

image

Rail vehicles were developed for subcooling and filling liquid oxygen into the D upper stage of the Proton space rocket system

Directors

1954 - 1986 – N.N. Veremiev
1986 - 2009 – R.A. Zashlyapin
2009 – 2009 – О.Y. Cheremnykh
2009 – 2012 – A. V. Polyavin
2012 – 2014 – V.A. Starikov
2014 – present time – D.A. Skoropupov

In 1962, R&D shop 251 was set up within the cryogenic production facilities of F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod. The company developed rail vehicles for subcooling and filling liquid oxygen into the D upper stage of the Proton space rocket system , 8G136 and 8G143 liquid oxygen and storage and filling systems for R-9 combat missile launchers and launched rail tank cars for transportation of cryogenic liquids (with better performance than 8G52 and 8G54) such as those for: liquid oxygen (8G512), nitrogen (8G513), argon (15-558), liquid hydrogen (8G514) and (ZVC-100) and liquid ethylene (15-147)). Incidentally, all, without exception, rail cryogenic tank cars in the former USSR were fabricated by cryogenic specialists of Nizhny Tagil.

Up to now, Uralcryomash remains Russia’s only manufacturer of specialised cryogenic tanks. Based on the design and process solutions worked out and tested at that time and continuously improving the design, performance (primarily increasing the transported gas amounts) and product quality, Uralcryomash has continued its efforts aimed at versatility of the rolling stock manufactured.

A major project implemented from 1966 to 1969, was the design and manufacture of transportation, storage and liquid hydrogen/oxygen filling equipment for a moonship under the N1/L3 programme, which was successfully commissioned. Afterwards, regretfully, the N1/L3 programme was terminated. Before 1980, cryogenic production design engineering was managed by SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod’s Deputy Chief Engineers and Deputy Production Managers for cryogenic production. Appointed as SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod’s Deputy Chief Engineer for cryogenic production was I.I. Razgonov, followed by M.N. Veremiev’s First Deputy N.P. Reutsky, Shop Manager M.T. Shpak and, in 1976, by Deputy Chief Designer Y.G. Fedorov. In 1980, OKB-250 and Shop 251 were separated from Uralvagonzavod to form an independent enterprise – the Ural Machine Building Design Bureau, which in 1983 was reincorporated into SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod. Apart from the working for the space rocket industry, the Ural Machine Building Design Bureau started the design and manufacture of cryogenic equipment for super powerful quantum generators.

In 1986, R.A. Zashlyapin took over the office of Chief Designer of the Ural Machine Building Design Bureau from N.N. Veremiev. 15th November, 1988, saw the first (and, unfortunately the last) flight of the Buran space shuttle launched by the Energia carrier rocket, which completed a major project of SUE F.E. Dzerzhinsky Uralvagonzavod’s cryogenic specialists, managed by M.N. Veremiev and R.A. Zashlyapin. Under the Energia-Buran program, Uralvagonzavod developed and supplied more than 20 names of units and systems for transportation, storage, gas conversion and filling of liquid hydrogen, liquid oxygen and liquid nitrogen; transportation and filling of compressed gases (argon and helium) for the launch complex, the versatile stand-launch complex, liquid hydrogen/oxygen overflow stations and the installation and testing building.

In 1990, the Ural Machine Building Design Bureau was reformed into the Ural Research and Production Complex of Cryogenic Machine Building and included Building 200, a mass production cryogenic shop of Uralvagonzavod.

The breakup of the USSR and severe reduction of space research funding forced the Ural Research and Production Complex of Cryogenic Machine Building to solicit orders for development and manufacture of extrinsic products, including those for agro-industrial and fuel and energy complexes. The Complex launched the manufacture of hotel-type mini-breweries for elite beer brands, foodstuff liquid nitrogen vapor freezers, vegetable/fruit vacuum freeze driers and wood driers.

Uralcryomash designed and manufactured rail tank cars for transportation of petroleum derivatives (linear alkylbenzene sulfonate acid (15-5104) and methanol (15-5102)) and liquefied carbon dioxide (15-559). Uralcryomash developed and launched 3 names of rail tank cars (models 15-145, 15-150, 15-5103) for light oils into mass production at SUE Uralvagonzavod.

At the same time Uralcryomash designed and manufactured fire fighting plants Shturm at oil and gas wells and GAS-100 and MIG-0.3/1.6 at coal mines, using liquid nitrogen vapors. In 1994, the Ural Research and Production Complex of Cryogenic Machine Building was reformed into Uralcryomash Joint Stock Company (UCM JSC). From 1986 to 2009, R.A. Zashlyapin headed Uralcryomash as Director General and later as Director General - General Designer (at present the Company’s Chief Designer). Later, the Director General - General Designer position was filled by O.Y. Cheremnykh (at present the Company's General Designer). As a party to the Sea Launch international space project, Uralcryomash manufactured propellant fuel (naphthyl)/liquid nitrogen storage and filling facilities for the Zenit-3 space rocket complex.

In the field of space cryogenic machine building Uralcryomash designed and manufactured a testing battery as part of liquid hydrogen/oxygen storage and filling equipment for firing tests of high-thrust rocket engines under order from India. Up to now UCM JSC remains an active participant in India’s national space programme. Uralcryomash Joint Stock Company has developed and supplies filling station equipment of enhanced reliability (double-wall tanks with weld joints tested for vacuum leakproofness) and liquefied hydrocarbon gas (propane-butane) storage tanks. In conjunction with RPC Uralvagonzavod JSC, the company is implementing a programme for commercialization of general-purpose multimodal vehicles – tank containers for transportation of liquids by rail, road and water as well as for fixed storage. A line of tank containers for liquefied petroleum gas (KC-25/1.8 and KC-52/1.8 for propane-butane) has already been commercialized, tank containers for liquefied carbon dioxide and liquefied natural gas (KCM-35/0.6 NS for methane) have been designed and development of new tank containers is awaiting their turn.

Uralcryomash Joint Stock Company puts high hopes on works aimed at using liquefied natural gas (methane) in the national economy. The natural gas reserves in Russia are known to substantially exceed the oil reserves. It has been long proved that transportation of liquefied natural gas with its further storage and conversion in areas of consumption is economically beneficial. Since liquefied natural gas is a cryogenic liquid with temperatures close to those of liquid oxygen and liquid nitrogen, Uralcryomash Joint Stock Company has a great potential in producing equipment for transportation, storage, filling and conversion of liquefied natural gas (LNG). Apart from LNG tank containers, Uralcryomash Joint Stock Company has developed technical documentation for a rail tank car, tank truck, some versions of liquefied natural gas storage facilities and a liquefied natural gas converter.

image
A line of tank containers for liquefied hydrocarbon gas (KC-25/1.8 and KC-52/1.8 for propane-butane) has been commercialized
image
Tank containers for liquefied carbon dioxide and liquefied natural gas (KCM-35/0.6 NS for methane) have been designed

An Extraordinary General Meeting of Shareholders (Minutes No. 17 of 12th January, 2010) adopted a number of key resolutions aimed at further development of the company:

  • a resolution on separation of powers of Director General – General Designer;
  • A.V. Polyavin was appointed Director General of the Company, O.Y. Cheremnykh retained the position of General Designer of the Company;
  • a new Board of Directors including 8 members was approved;
  • • a resolution on an additional issue of stocks to increase threefold the Company’s authorised capital; stock flotation is by private offering among the current shareholders;
  • • revised versions of the Articles of Association, Regulations on the Director General, Regulations on the Company’s Board, Regulations on the Company’s Audit Committee and on the Company’s Board of Directors were approved.

The intended strategic investor, the current Shareholder that is encouraged to buy shares of the additional issue which unredeemed by the existing shareholders, is Ural Heavy-Duty Trucks – Uralvagonzavod JSC (subsidiary of RPC Uralvagonzavod JSC).

The following
Board of Directors of Uralcryomash JSC was approved
  • Shlyonsky, Andrey Alexandrovich – Chairman of the Board of Directors;
  • Varziev, Sergey Tamerlanovich;
  • Kondrashov, Ruslan Anatolievich;
  • Roshupkin, Vladimir Nikolaevich;
  • Lazebnik, Boris Olegovich;
  • Fomin, Igor Vladimirovich;
  • Halitov, Viacheslav Gilfanovich;
  • Skoropupov, Dmitry Alexandrovich;

Being socially oriented, Uralcryomash Joint Stock Company cannot stay beyond the life of the municipal entity of Nizhny Tagil. The Company actively patronizes municipal, cultural and health care institutions in Dzerzhinsky District. It is a patron of Municipal Educational Institution Secondary School No. 35 and Preschool Combined Educational Institution “Detstvo” Day Care Centre No.199. Over the past years the Company has manufactured and installed live oxygen supply systems for the buildings of Central City Hospital No. 1 located in residential district Pikhtovye Gory, and for the Seventh Kamennaya Hospital in Vagonostroiteley Prospect.

The Uralcryomash cryogenic production of SUE Uralvagonzavod has become a source of managerial manpower. It has given rise to a whole range of truly legendary personalities who once occupied positions significant for development of Russia’s machine building industry, such as М.I. Maresev, Chief Engineer, Ministry of Defense Industry; N.P. Razgonov, Chief Engineer, Ministry of Heavy Machine Building; N.A. Malykh, Director General RPC Uralvagonzavod JSC; N.P. Reutsky and V.A. Andronov, Chief Engineers, RPC Uralvagonzavod JSC; A.I. Rechkalov, Director, and N.P.Reutsky, executive officer, All-Union Research Institute for Car Building; and leading scientists, former OKB-250 employees, R.S. Mikhalchenko, Doctor of Engineering, Professor, Institute for Low Temperature Physics and Engineering (Kharkov).

история

Датой рождения Акционерного общества «Уралкриомаш» считают 1 октября 1954 года, когда Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в составе ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского (в настоящее время Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») было образовано особое конструкторское бюро ОКБ–250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с главным конструктором Веремьевым Мефодием Николаевичем.

Образовано особое конструкторское бюро ОКБ–250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию
imageСерийная цистерна для жидкого кислорода 8Г52
Запущены Первый в мире искусственный спутник Земли, последующие спутники, первый в мире космонавт и последующие космонавты.
ОКБ разработало подвижные заправочные средства для ракет-носителей, обеспечившие запуски корабля «Восток-1», первых искусственных спутников Земли
image Создание средств заправки (8Г117) и средств дозаправки (8Г118) жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р-7
Криогенное производство «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского пополнилось экспериментальным цехом 251. Были разработаны и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно-космической системы «Протон», а также дял боевых ракет.
image

Они были первыми.
В центре - М.Н.Веремьев

Двумя годами ранее на ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского (АО «НПК «Уралвагонзавод») было организовано производство изделий криогенной техники (криогенное производство) как отдельные участки в цехах основного производства. Заместителем главного технолога по криогенному производству был назначен Трутнев Николай Гермогенович.

Первой задачей, поставленной перед криогенщиками УВЗ, была организация серийного производства железнодорожных цистерн 21Н1 для перевозки жидкого кислорода, разработанных конструкторами завода им. Ильича (г. Мариуполь, Украина) на основе трофейной документации на немецкие железнодорожные цистерны, из которых фашистская Германия заправляла жидким кислородом боевые ракеты ФАУ-2.

В процессе изготовления опытного образца железнодорожной цистерны 21Н1, конструкторы, технологи и производственники убедились в несовершенности ее конструкции и нетехнологичности документации в производстве. Группа конструкторов конструкторского отдела по грузовому вагоностроению, осуществлявшая авторский надзор за изготовлением цистерны 21Н1, по собственной инициативе разработала собственную документацию на железнодорожную цистерну для перевозки жидкого кислорода, которой был присвоен индекс 8Г52. В 1954 году опытный образец этой цистерны был изготовлен и прошел всесторонние испытания, а с 1955 года началось серийное производство цистерн 8Г52 для жидкого кислорода и 8Г54 – для жидкого азота в построенном к этому времени специализированном цехе криогенного производства – корпусе 200.

image

Перевозка больших количеств жидкого кислорода потребовалась ракетно-космической отрасли, где жидкий кислород (как и в ракете ФАУ-2) использовался в качестве компонента ракетного топлива как окислитель. До Второй Мировой войны в СССР жидкий кислород в железнодорожных цистернах не перевозили.

В том же 1954 году будущий академик С.П. Королев выдал «Уралвагонзавод» технологическое задание на создание средств заправки (8Г117) и средств дозаправки (8Г118) жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р-7, которая выводит на околоземную орбиту космические корабли и спутники Земли до сих пор. Эти средства были разработаны в 1955 году, а в 1956 году было изготовлено несколько образцов, а с 1957 года по 1967 год с их помощью были запущены: первый в мире искусственный спутник Земли, последующие спутники, первый в мире космонавт и последующие космонавты. В дальнейшем эти средства, созданные в виде специальных железнодорожных агрегатов, были переделаны в стационарную систему (11Г722) (знаменитый «Гагаринский старт»)и эксплуатируются до сегодняшнего времени.

Очень крупной работой, выполненной с 1966 года по 1969 год, было создание средств транспортировки, хранения и заправки лунного космического корабля жидкими водородом и кислородом по программе Н1-Л3, которые были успешно сданы в эксплуатацию, после чего, к сожалению, программа Н1-Л3 была закрыта.

image

ОКБ-250 и цех 251 были выведены из состава «Уралвагонзавод» в самостоятельное предприятие – Уральское конструкторское бюро машиностроения

Уральский научно- производственный комплекс криогенного машиностроения был преобразован в акционерное общество «Уралкриомаш» (АО «УКМ»).

Уральское конструкторское бюро машиностроения было преобразовано в Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения с присоединением к нему цеха 200 – цеха серийного производства криогенной техники «Уралвагонзавод».

15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полет космического корабля многоразового использования «Буран», запущенного ракетой-носителем «Энергия», что явилось завершением крупной работы криогенщиков ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, выполненной под руководством М.Н. Веремьева и Р.А. Зашляпина.

image

АО «Уралкриомаш» участвовало в международном космическом проекте «Морской старт», создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим (нафтил) и жидким азотом ракетно-космического комплекса «Зенит–3».

Разработало и поставляются оборудование для автозаправочных станций повышенной надежности (резервуары в двустенном исполнении и с контролем сварных швов на вакуумную герметичность), емкости для хранения сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана).

Совместно с АО «НПК «Уралвагонзавод» реализуется программа по освоению серийного производства универсальных мультимодальных транспортных средств – контейнеров-цистерн для перевозки жидкостей по железным дорогам, автомобильным и водным транспортом, а также для стационарного хранения.

image

Железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно-космической системы «Протон»

Директора

1954 - 1986 М.Н.Веремьев
1986 - 2009 Р.А. Зашляпин
2009 - 2009 О.Я. Черемных
2009 - 2012 А.В. Полявин
2012 -2014 - В.А. Стариков
2014 - н.вр. - Д.А. Скоропупов

В 1962 году криогенное производство «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского пополнилось экспериментальным цехом 251. Были разработаны и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно- космической системы «Протон», системы хранения и заправки жидкого кислорода для пусковых установок боевых ракет Р-9 (8Г136) и (8Г143), поставлены на производство железнодорожные цистерны для перевозки криогенных жидкостей (более совершенных, чем (8Г52) и (8Г54): жидких кислорода (8Г512), азота (8Г513), аргона (15-558), жидкого водорода (8Г514) и (ЖВЦ-100), жидкого этилена (15-147)). Кстати, все без исключения железнодорожные криогенные цистерны в бывшем СССР созданы нижнетагильскими криогенщиками.

До настоящего времени АО «Уралкриомаш» является единственным производителем специализированных криогенных цистерн в России. На основе полученных и опробованных в то время конструкторских и технологических решений АО «Уралкриомаш», постоянно модернизируя конструкцию, улучшая технические характеристики (прежде всего увеличивая объем перевозимых газов), неуклонно работая над качеством своей продукции, идет по пути универсализации производимого специализированного подвижного состава.

Очень крупной работой, выполненной с 1966 года по 1969 год, было создание средств транспортировки, хранения и заправки лунного космического корабля жидкими водородом и кислородом по программе Н1-Л3, которые были успешно сданы в эксплуатацию, после чего, к сожалению, программа Н1-Л3 была закрыта. Техническую подготовку производства изделий криогенной техники до 1980 года возглавляли заместители главного инженера и заместители главного технолога ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству. Первым заместителем главного инженера ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству был назначен И.И. Разгонов, на этом посту его сменили первый заместитель М.Н. Веремьева Н.П. Реутский , начальник цеха М.Т. Шпак, а затем, в 1976 году, заместитель главного конструктора Ю.Г. Федоров. В 1980 году ОКБ-250 и цех 251 были выведены из состава «Уралвагонзавод» в самостоятельное предприятие – Уральское конструкторское бюро машиностроения, которое в 1983 году снова вошло в состав ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского. Наряду с работами в интересах ракетно-космической отрасли Уральское конструкторское бюро машиностроения начало создание криогенного оборудования для особо мощных квантовых генераторов.

В 1986 году М.Н. Веремьева на посту начальника - главного конструктора Уральского конструкторского бюро машиностроения сменил Р.А. Зашляпин. 15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полет космического корабля многоразового использования «Буран», запущенного ракетой-носителем «Энергия», что явилось завершением крупной работы криогенщиков ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, выполненной под руководством М.Н. Веремьева и Р.А. Зашляпина. По программе «Энергия» – «Буран» было разработано и поставлено более 20-ти наименований агрегатов и систем для транспортировки, хранения, газификации и заправки жидкого водорода, жидкого кислорода, жидкого азота, транспортировки и заправки сжатых газов: аргона и гелия для стартового комплекса, универсального комплекса «стенд-старт», станций перелива жидкого водорода и жидкого кислорода, монтажно-испытатательного корпуса.

В 1990 году Уральское конструкторское бюро машиностроения было преобразовано в Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения с присоединением к нему цеха 200 – цеха серийного производства криогенной техники «Уралвагонзавод».

Начавшийся в это время развал СССР и резкое сокращение финансирования на космические исследования вынудили коллектив Уральского научно-производственного комплекса криогенного машиностроения искать заказы на разработку и изготовление не свойственной им ранее продукции, в том числе, для агропромышленного и топливно-энергетического комплексов. Были поставлены на производство мини-пивзаводы гостиничного типа для варки элитных сортов пива, установки для заморозки пищевых продуктов парами жидкого азота, установки для сублимационной сушки овощей и фруктов методом вакуумирования, установки для сушки древесины.

Были разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки (линейной алкилбензолсульфоновой кислоты – 15–5104 и метанола – 15–5102), сжиженной углекислоты (15–559). АО «Уралкриомаш» были разработаны и поставлено на серийное производство на ГУП «Уралвагонзавод» 3 наименования железнодорожных цистерн (модели 15–145, 15–150, 15–5103) для светлых нефтепродуктов.

В это же время были созданы установки для тушения пожаров: на нефтяных и газовых скважинах - «Штурм», на угольных шахтах - «ГАС–100» и «МИГ–0,3/1,6»; используя криогенные технологии тушение производится парами жидкого азота. В 1994 году Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения был приобразован в акционерное общество «Уралкриомаш» (АО «УКМ»). С 1986 г. по 2009 г. АО «Уралкриомаш» на посту Генерального директора, а затем и Генерального директора - Генерального конструктора возгавлял Р.А. Зашляпин (в настоящее время Главный конструктор Общества). Позднее пост Генерального директора - Генерального конструктора занял О.Я. Черемных (в настоящее время Генеральный конструктор Общества).

Акционерное общество «Уралкриомаш» участвовало в международном космическом проекте «Морской старт», создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим (нафтил) и жидким азотом ракетно-космического комплекса «Зенит–3».

В области космического криогенного машиностроения АО «Уралкриомаш» разработал и создал комплект испытательного оборудования в составе средств хранения и заправки жидкого водорода и жидкого кислорода для огневых испытаний мощных ракетных двигателей по заказу Индии. До настоящего времени АО «УКМ» активно участвует в реализации национальной космической программы Индии. Акционерное общество «Уралкриомаш» разработало и поставляет оборудование для автозаправочных станций повышенной надежности (резервуары в двустенном исполнении и с контролем сварных швов на вакуумную герметичность), емкости для хранения сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана). Совместно с АО «НПК «Уралвагонзавод» реализуется программа по освоению серийного производства универсальных мультимодальных транспортных средств – контейнеров-цистерн для перевозки жидкостей по железным дорогам, автомобильным и водным транспортом, а также для стационарного хранения. Уже освоено производство семейства танк-контейнеров для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана КЦ-25/1,8; КЦ-52/1,8), разработаны контейнеры-цистерны для сжиженной углекислоты и сжиженного природного газа (метана КЦМ-35/0,6 НС), на очереди разработка новых контейнеров-цистерн.

Особую надежду акционерное общество «Уралкриомаш» возлагает на работы по использованию в народном хозяйстве сжиженного природного газа (метана). Как известно, запасы природного газа в России намного превосходят запасы нефти. Уже давно доказано экономическое преимущество перевозок природного газа в жидком виде с последующими его хранением и газификацией в местах потребления. Поскольку сжиженный природный газ является криогенной жидкостью с температурами, близкими к температурам жидкого кислорода и жидкого азота, акционерное общество «Уралкриомаш» имеет большой потенциал в области создания средств для транспортировки, хранения, заправки и газификации сжиженного природного газа (СПГ). Кроме контейнеров-цистерн для сжиженного природного газа акционерное общество «Уралкриомаш» разработало техническую документацию на железнодорожную цистерну, автоцистерну, варианты средств хранения сжиженного природного газа, газификатор сжиженного природного газа.

image
Освоено производство семейства танк-контейнеров для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана КЦ-25/1,8; КЦ-52/1,8)
image
Разработаны контейнеры-цистерны для сжиженной углекислоты и сжиженного природного газа (метана КЦМ-35/0,6 НС)

В своем развитии предприятие не стоит на месте - на внеочередном Общем собрании акционеров (Протокол № 17 от 12 января 2010 г.) был принят ряд ключевых решений, направленных на дальнейшее развитие общества:

  • Принято решение о разделении полномочий Генерального директора – Генерального конструктора;
  • Принято решение о проведении дополнительной эмиссии акций, в ходе которой происходит увеличение уставного капитала Общества в три раза. Размещение акций проводится путем закрытой подписки – среди текущих акционеров;;
  • Утверждены новые редакции Устава, Положение о Генеральном директоре, Положение о Правлении Общества, Положение о ревизионной комиссии общества, Положение о Совете директоров общества.

Решением внеочередного общего собрания акционеров от 26.09.2014г. ОАО "Уралкриомаш" переименовано в АО "Уралкриомаш"

В настоящее время утвержден следующий состав
Совета директоров АО «Уралкриомаш» (Протокол общего собрания акционеров от 26.06.2015):
  • Шленский Андрей Александрович – Председатель Совета директоров;
  • Варзиев Сергей Тамерланович;
  • Кондрашов Руслан Анатольевич;
  • Рощупкин Владимир Николаевич;
  • Лазебник Борис Олегович;
  • Фомин Игорь Владимирович;
  • Халитов Вячеслав Гилфанович;
  • Скоропупов Дмитрий Александрович.

Акционерное общество «Уралкриомаш» является социально ориентированной компанией и не может жить вне жизни муниципального образования Нижний Тагил. Общество ведет активную шефскую работу над муниципальными учреждениями и культурно-оздоровительными учреждениями Дзержинского района. Общество шефствует над Муниципальным образовательным учреждением средней образовательной школой № 35 и Дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида «Детство» Детский сад № 199. В различное время изготовлены и смонтированы системы обеспечения медицинским кислородом зданий Центральной городской больницы № 1, находящейся в микрорайоне Пихтовые горы, и в Седьмой Каменной больнице, находящейся на проспекте Вагоностроителей.

Криогенное производство ГУП «Уралвагонзавод» АО "Уралкриомаш" стало своеобразной кузницей кадров руководящего состава. Из его рядов вырос целый ряд во истину легендарных личностей, которые в свое время занимали различные значимые для развития машиностроительной отрасли промышленности России, посты: главный инженер Миноборонпрома М.И. Маресев, главный инженер Минтяжмаша Н.П. Разгонов, Генеральный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» Н.А. Малых, главные инженеры АО «НПК Уралвагонзавод» Н.П.Реутский, В.А.Андронов; директором ВНИИ вагоностроения стал А.И. Речкалов , ответственным работником НИИ стали Н.П. Реутский; крупными учеными стали бывшие работники ОКБ–250: Р.С. Михальченко – доктор технических наук, профессор Физико-технического института низких температур (г. Харьков).