история

Датой рождения Акционерного общества «Уралкриомаш» считают 1 октября 1954 года, когда Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в составе ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского (в настоящее время Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») было образовано особое конструкторское бюро ОКБ–250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с главным конструктором Веремьевым Мефодием Николаевичем.

Образовано особое конструкторское бюро ОКБ–250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию
imageСерийная цистерна для жидкого кислорода 8Г52
Запущены Первый в мире искусственный спутник Земли, последующие спутники, первый в мире космонавт и последующие космонавты.
ОКБ разработало подвижные заправочные средства для ракет-носителей, обеспечившие запуски корабля «Восток-1», первых искусственных спутников Земли
image Создание средств заправки (8Г117) и средств дозаправки (8Г118) жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р-7
Криогенное производство «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского пополнилось экспериментальным цехом 251. Были разработаны и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно-космической системы «Протон», а также дял боевых ракет.
image

Они были первыми.
В центре - М.Н.Веремьев

Двумя годами ранее на ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского (АО «НПК «Уралвагонзавод») было организовано производство изделий криогенной техники (криогенное производство) как отдельные участки в цехах основного производства. Заместителем главного технолога по криогенному производству был назначен Трутнев Николай Гермогенович.

Первой задачей, поставленной перед криогенщиками УВЗ, была организация серийного производства железнодорожных цистерн 21Н1 для перевозки жидкого кислорода, разработанных конструкторами завода им. Ильича (г. Мариуполь, Украина) на основе трофейной документации на немецкие железнодорожные цистерны, из которых фашистская Германия заправляла жидким кислородом боевые ракеты ФАУ-2.

В процессе изготовления опытного образца железнодорожной цистерны 21Н1, конструкторы, технологи и производственники убедились в несовершенности ее конструкции и нетехнологичности документации в производстве. Группа конструкторов конструкторского отдела по грузовому вагоностроению, осуществлявшая авторский надзор за изготовлением цистерны 21Н1, по собственной инициативе разработала собственную документацию на железнодорожную цистерну для перевозки жидкого кислорода, которой был присвоен индекс 8Г52. В 1954 году опытный образец этой цистерны был изготовлен и прошел всесторонние испытания, а с 1955 года началось серийное производство цистерн 8Г52 для жидкого кислорода и 8Г54 – для жидкого азота в построенном к этому времени специализированном цехе криогенного производства – корпусе 200.

image

Перевозка больших количеств жидкого кислорода потребовалась ракетно-космической отрасли, где жидкий кислород (как и в ракете ФАУ-2) использовался в качестве компонента ракетного топлива как окислитель. До Второй Мировой войны в СССР жидкий кислород в железнодорожных цистернах не перевозили.

В том же 1954 году будущий академик С.П. Королев выдал «Уралвагонзавод» технологическое задание на создание средств заправки (8Г117) и средств дозаправки (8Г118) жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р-7, которая выводит на околоземную орбиту космические корабли и спутники Земли до сих пор. Эти средства были разработаны в 1955 году, а в 1956 году было изготовлено несколько образцов, а с 1957 года по 1967 год с их помощью были запущены: первый в мире искусственный спутник Земли, последующие спутники, первый в мире космонавт и последующие космонавты. В дальнейшем эти средства, созданные в виде специальных железнодорожных агрегатов, были переделаны в стационарную систему (11Г722) (знаменитый «Гагаринский старт»)и эксплуатируются до сегодняшнего времени.

Очень крупной работой, выполненной с 1966 года по 1969 год, было создание средств транспортировки, хранения и заправки лунного космического корабля жидкими водородом и кислородом по программе Н1-Л3, которые были успешно сданы в эксплуатацию, после чего, к сожалению, программа Н1-Л3 была закрыта.

image

ОКБ-250 и цех 251 были выведены из состава «Уралвагонзавод» в самостоятельное предприятие – Уральское конструкторское бюро машиностроения

Уральский научно- производственный комплекс криогенного машиностроения был преобразован в акционерное общество «Уралкриомаш» (АО «УКМ»).

Уральское конструкторское бюро машиностроения было преобразовано в Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения с присоединением к нему цеха 200 – цеха серийного производства криогенной техники «Уралвагонзавод».

15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полет космического корабля многоразового использования «Буран», запущенного ракетой-носителем «Энергия», что явилось завершением крупной работы криогенщиков ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, выполненной под руководством М.Н. Веремьева и Р.А. Зашляпина.

image

АО «Уралкриомаш» участвовало в международном космическом проекте «Морской старт», создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим (нафтил) и жидким азотом ракетно-космического комплекса «Зенит–3».

Разработало и поставляются оборудование для автозаправочных станций повышенной надежности (резервуары в двустенном исполнении и с контролем сварных швов на вакуумную герметичность), емкости для хранения сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана).

Совместно с АО «НПК «Уралвагонзавод» реализуется программа по освоению серийного производства универсальных мультимодальных транспортных средств – контейнеров-цистерн для перевозки жидкостей по железным дорогам, автомобильным и водным транспортом, а также для стационарного хранения.

image

Железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно-космической системы «Протон»

Директора

1954 - 1986 М.Н.Веремьев
1986 - 2009 Р.А. Зашляпин
2009 - 2009 О.Я. Черемных
2009 - 2012 А.В. Полявин
2012 -2014 - В.А. Стариков
2014 - н.вр. - Д.А. Скоропупов

В 1962 году криогенное производство «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского пополнилось экспериментальным цехом 251. Были разработаны и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно- космической системы «Протон», системы хранения и заправки жидкого кислорода для пусковых установок боевых ракет Р-9 (8Г136) и (8Г143), поставлены на производство железнодорожные цистерны для перевозки криогенных жидкостей (более совершенных, чем (8Г52) и (8Г54): жидких кислорода (8Г512), азота (8Г513), аргона (15-558), жидкого водорода (8Г514) и (ЖВЦ-100), жидкого этилена (15-147)). Кстати, все без исключения железнодорожные криогенные цистерны в бывшем СССР созданы нижнетагильскими криогенщиками.

До настоящего времени АО «Уралкриомаш» является единственным производителем специализированных криогенных цистерн в России. На основе полученных и опробованных в то время конструкторских и технологических решений АО «Уралкриомаш», постоянно модернизируя конструкцию, улучшая технические характеристики (прежде всего увеличивая объем перевозимых газов), неуклонно работая над качеством своей продукции, идет по пути универсализации производимого специализированного подвижного состава.

Очень крупной работой, выполненной с 1966 года по 1969 год, было создание средств транспортировки, хранения и заправки лунного космического корабля жидкими водородом и кислородом по программе Н1-Л3, которые были успешно сданы в эксплуатацию, после чего, к сожалению, программа Н1-Л3 была закрыта. Техническую подготовку производства изделий криогенной техники до 1980 года возглавляли заместители главного инженера и заместители главного технолога ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству. Первым заместителем главного инженера ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству был назначен И.И. Разгонов, на этом посту его сменили первый заместитель М.Н. Веремьева Н.П. Реутский , начальник цеха М.Т. Шпак, а затем, в 1976 году, заместитель главного конструктора Ю.Г. Федоров. В 1980 году ОКБ-250 и цех 251 были выведены из состава «Уралвагонзавод» в самостоятельное предприятие – Уральское конструкторское бюро машиностроения, которое в 1983 году снова вошло в состав ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского. Наряду с работами в интересах ракетно-космической отрасли Уральское конструкторское бюро машиностроения начало создание криогенного оборудования для особо мощных квантовых генераторов.

В 1986 году М.Н. Веремьева на посту начальника - главного конструктора Уральского конструкторского бюро машиностроения сменил Р.А. Зашляпин. 15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полет космического корабля многоразового использования «Буран», запущенного ракетой-носителем «Энергия», что явилось завершением крупной работы криогенщиков ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, выполненной под руководством М.Н. Веремьева и Р.А. Зашляпина. По программе «Энергия» – «Буран» было разработано и поставлено более 20-ти наименований агрегатов и систем для транспортировки, хранения, газификации и заправки жидкого водорода, жидкого кислорода, жидкого азота, транспортировки и заправки сжатых газов: аргона и гелия для стартового комплекса, универсального комплекса «стенд-старт», станций перелива жидкого водорода и жидкого кислорода, монтажно-испытатательного корпуса.

В 1990 году Уральское конструкторское бюро машиностроения было преобразовано в Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения с присоединением к нему цеха 200 – цеха серийного производства криогенной техники «Уралвагонзавод».

Начавшийся в это время развал СССР и резкое сокращение финансирования на космические исследования вынудили коллектив Уральского научно-производственного комплекса криогенного машиностроения искать заказы на разработку и изготовление не свойственной им ранее продукции, в том числе, для агропромышленного и топливно-энергетического комплексов. Были поставлены на производство мини-пивзаводы гостиничного типа для варки элитных сортов пива, установки для заморозки пищевых продуктов парами жидкого азота, установки для сублимационной сушки овощей и фруктов методом вакуумирования, установки для сушки древесины.

Были разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки (линейной алкилбензолсульфоновой кислоты – 15–5104 и метанола – 15–5102), сжиженной углекислоты (15–559). АО «Уралкриомаш» были разработаны и поставлено на серийное производство на ГУП «Уралвагонзавод» 3 наименования железнодорожных цистерн (модели 15–145, 15–150, 15–5103) для светлых нефтепродуктов.

В это же время были созданы установки для тушения пожаров: на нефтяных и газовых скважинах - «Штурм», на угольных шахтах - «ГАС–100» и «МИГ–0,3/1,6»; используя криогенные технологии тушение производится парами жидкого азота. В 1994 году Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения был приобразован в акционерное общество «Уралкриомаш» (АО «УКМ»). С 1986 г. по 2009 г. АО «Уралкриомаш» на посту Генерального директора, а затем и Генерального директора - Генерального конструктора возгавлял Р.А. Зашляпин (в настоящее время Главный конструктор Общества). Позднее пост Генерального директора - Генерального конструктора занял О.Я. Черемных (в настоящее время Генеральный конструктор Общества).

Акционерное общество «Уралкриомаш» участвовало в международном космическом проекте «Морской старт», создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим (нафтил) и жидким азотом ракетно-космического комплекса «Зенит–3».

В области космического криогенного машиностроения АО «Уралкриомаш» разработал и создал комплект испытательного оборудования в составе средств хранения и заправки жидкого водорода и жидкого кислорода для огневых испытаний мощных ракетных двигателей по заказу Индии. До настоящего времени АО «УКМ» активно участвует в реализации национальной космической программы Индии. Акционерное общество «Уралкриомаш» разработало и поставляет оборудование для автозаправочных станций повышенной надежности (резервуары в двустенном исполнении и с контролем сварных швов на вакуумную герметичность), емкости для хранения сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана). Совместно с АО «НПК «Уралвагонзавод» реализуется программа по освоению серийного производства универсальных мультимодальных транспортных средств – контейнеров-цистерн для перевозки жидкостей по железным дорогам, автомобильным и водным транспортом, а также для стационарного хранения. Уже освоено производство семейства танк-контейнеров для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана КЦ-25/1,8; КЦ-52/1,8), разработаны контейнеры-цистерны для сжиженной углекислоты и сжиженного природного газа (метана КЦМ-35/0,6 НС), на очереди разработка новых контейнеров-цистерн.

Особую надежду акционерное общество «Уралкриомаш» возлагает на работы по использованию в народном хозяйстве сжиженного природного газа (метана). Как известно, запасы природного газа в России намного превосходят запасы нефти. Уже давно доказано экономическое преимущество перевозок природного газа в жидком виде с последующими его хранением и газификацией в местах потребления. Поскольку сжиженный природный газ является криогенной жидкостью с температурами, близкими к температурам жидкого кислорода и жидкого азота, акционерное общество «Уралкриомаш» имеет большой потенциал в области создания средств для транспортировки, хранения, заправки и газификации сжиженного природного газа (СПГ). Кроме контейнеров-цистерн для сжиженного природного газа акционерное общество «Уралкриомаш» разработало техническую документацию на железнодорожную цистерну, автоцистерну, варианты средств хранения сжиженного природного газа, газификатор сжиженного природного газа.

image
Освоено производство семейства танк-контейнеров для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана КЦ-25/1,8; КЦ-52/1,8)
image
Разработаны контейнеры-цистерны для сжиженной углекислоты и сжиженного природного газа (метана КЦМ-35/0,6 НС)

Криогенное производство ГУП «Уралвагонзавод» АО "Уралкриомаш" стало своеобразной кузницей кадров руководящего состава. Из его рядов вырос целый ряд во истину легендарных личностей, которые в свое время занимали различные значимые для развития машиностроительной отрасли промышленности России, посты: главный инженер Миноборонпрома М.И. Маресев, главный инженер Минтяжмаша Н.П. Разгонов, Генеральный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» Н.А. Малых, главные инженеры АО «НПК Уралвагонзавод» Н.П.Реутский, В.А.Андронов; директором ВНИИ вагоностроения стал А.И. Речкалов , ответственным работником НИИ стали Н.П. Реутский; крупными учеными стали бывшие работники ОКБ–250: Р.С. Михальченко – доктор технических наук, профессор Физико-технического института низких температур (г. Харьков).